
Предметом рассмотрения первого чтения являются основные параметры бюджета на очередной финансовый год – общий объем доходов, расходов, дефицит областного бюджета и источники его финансирования, а также размеры финансовой помощи, получаемой из бюджетов других уровней.
Проект областного бюджета на 2025–2027 годы сформирован на основе прогноза социально-экономического развития области, который предполагает рост основных бюджетообразующих показателей, и основан на актуальных национальных целях и стратегических задачах развития Челябинской области.
По информации министра финансов Челябинской области Андрея Пшеницына, к первому чтению объем доходов бюджета на 2025 год рассчитан в сумме почти 280 млрд рублей.
«Это на пять процентов больше первоначального плана на этот год. После включения в бюджет полного объема федеральных трансфертов доходы, а соответственно, и расходы увеличатся поправками ко второму чтению», – прокомментировал Андрей Пшеницын.
К моменту формирования областного бюджета на 2025 год в первом чтении федеральные средства по регионам были распределены не в полном объеме. Ко второму чтению объем федеральных трансфертов, предусмотренных Челябинской области на 2025 год, увеличится до 34,6 млрд рублей и сохранится на уровне текущего года. Эти средства направят на меры соцподдержки отдельных категорий жителей региона по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение граждан, социальные выплаты, а также развитие агропромышленного комплекса.
Расходы областного бюджета на 2025 год в первом чтении запланированы в сумме 307,2 млрд рублей. Прогнозируемый объем доходов областного бюджета позволяет сохранить уровень расходных обязательств области по всем первоочередным и социально значимым направлениям расходов.
В 2025 году 80 процентов расходов бюджета имеют программный формат и обеспечивают реализацию 35 областных программ по всем ключевым направлениям. Основной инструмент их реализации – национальные проекты, которые существенно обновлены и запускаются со следующего года. При этом более 70% расходов областного бюджета – это расходы социального характера.
Главным приоритетом остаются меры соцподдержки жителей Южного Урала. Полностью сохранены и проиндексированы установленные социальные выплаты. Особое внимание уделено всесторонней поддержке участников СВО и их семей. Финансово подкреплены и меры поддержки семей с детьми, в том числе принятые в этом году по инициативе главы региона.
Увеличены расходы на обеспечение системы дошкольного, общего и дополнительного образования по сравнению с первоначальной суммой текущего года на 17%, продолжится модернизация первичного звена здравоохранения, развитие спортивной инфраструктуры и создание межуниверситетского кампуса.
Наряду с вложениями в социальную сферу, сохраняются и расходы экономического характера. На 2025 год в параметрах первого чтения они составляют 75,5 млрд рублей. Продолжится строительство социально значимых объектов, модернизация жилищно-коммунального комплекса, поддержка регионального сектора экономики.
В предстоящем году в виде трансфертов из областного бюджета муниципалитетам направят 127,1 млрд рублей. Это более 40% областного бюджета. Продолжится развитие практик инициативного бюджетирования. На реализацию инициативных проектов в 2025 году запланировано 2,25 млрд рублей.
«Бюджет предстоящего периода сбалансирован. Необходимость выполнения широкого круга задач и сохранения темпов развития региона обуславливает умеренное использование дефицита бюджета, который на 2025 год запланирован в объеме 27,2 миллиардов рублей. Источником его покрытия определены коммерческие заимствования, которые предусматриваются для подстраховки исполнения бюджета, но их привлечение планируется только в крайних случаях», – подчеркнул глава южноуральского министерства финансов Андрей Пшеницын.
Законопроект об областном бюджете на 2025–2027 годы прошел процедуру общественного обсуждения, а также был рассмотрен профильными комитетами Законодательного Собрания.
«К первому чтению статьи расходов областного бюджета на ключевые направления заложены в меньшем объеме. Это связано с тем, что не полностью доведены средства федеральных трансфертов. Работа над бюджетом продолжается, поправки к законопроекту поступают до 5 декабря и ко второму чтению большинство параметров будет пересмотрены в сторону увеличения. При этом характер бюджета не изменится, основная его задача — обеспечение всех социальных расходов и сохранение приоритетов развития региона», – пояснил председатель Законодательного Собрания Челябинской области Олег Гербер.
Окончательное рассмотрение законопроекта об областном бюджете на 2025–2027 годы запланировано на 19 декабря.