
Вы здесь
Версия для печатиСправочник парламентского корреспондента
Уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию "Справочник парламентского корреспондента"! Справочник может быть полезен студентам факультетов журналистики или уже опытным корреспондентам, желающим проверить свои знания о законодательной власти. Идея создания такого справочника была высказана редакторами ведущих челябинских СМИ. На данный момент справочник содержит глоссарий основных терминов и таблицу, в которой подробно отражен законотворческий процесс. По мере необходимости мы готовы пополнять справочник терминами, поэтому просим вас направлять свои отзывы и пожелания на электронный адрес или присоединяйтесь к нам в социальной сети Facebook и делитесь своими мыслями на официальной странице Законодательного Собрания Челябинской области!
ГЛОССАРИЙ
Большинство Парламентское – количество депутатских голосов, необходимое для того, чтобы решение было принято. Все депутаты парламента имеют равный голос.
Большинство м.б. разным. При голосовании по существенным вопросам используется «простое большинство», т.е. больше 50% от присутствующих депутатов. При принятии законов большинством считаются более 50% голосов избранных депутатов. При принятии поправок в Конституцию, преодолении вето президента используется «квалифицированное большинство» - 2/3 или ¾ от общего количества депутатов в составе парламента.
Бюджет государственный – форма образования и расходования средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства. Бюджет Челябинской области принимается в форме Закона Челябинской области Законодательным Собранием по представлению Губернатора, а исполнение обеспечивает Правительство Челябинской области.
Депутат – гражданин, избранный членом представительного органа власти. Приступает к исполнению обязанностей сразу после утверждения его полномочий парламентом. Депутаты – профессиональные парламентарии не могут совмещать другие невыборные госдолжности, занимать другие выборные должности. С определенными ограничениями депутат может совмещать свою парламентскую деятельность с профессиональной деятельностью.
Депутатская неприкосновенность (Иммунитет) - одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Таким образом, Д. н. - это особый порядок применения мер юридической ответственности, который должен оградить депутата от необоснованного преследования.
Депутатский прием – одна из форм работы депутатов с избирателями. Депутатский прием проходится регулярно. Многие депутаты стремятся вести прием избирателей на постоянной основе, открывая общественные приемные. Прием ведет лично депутат, либо его помощники.
Законодательная инициатива – право внесения в парламент проекта закона. Правом законодательной инициативы в соответствии с Уставом (Основным Законом) Челябинской области обладают:
депутаты Законодательного Собрания, Губернатор Челябинской области, Правительство Челябинской области в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и Челябинской области, Челябинский областной суд, Арбитражный суд Челябинской области, прокурор Челябинской области, представительные органы муниципальных образований, Уставный суд Челябинской области, Контрольно-счетная палата Челябинской области, а также избирательная комиссия Челябинской области по вопросам ее ведения.
Законодательный процесс – это совокупность стадий осуществления права законодательной инициативы, т.е. внесение законопроекта на рассмотрение Законодательного Собрания, далее рассмотрение и принятие закона в Законодательном Собрании, подписание и обнародование закона компетентным органом.
ВАЖНО! Законодательный процесс в Челябинской области выглядит следующим образом: Первая стадия - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Законодательного Собрания области законопроекта; Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроекта на комитетах, комиссиях, группах; Третья стадия - включает в себя рассмотрение и обсуждение законопроекта депутатами на сессиях (заседаниях) и принятие его; Четвертая стадия законодательного процесса - рассмотрение и подписание закона области губернатором области. Таким образом, законопроект становится законом только после принятия его в трёх чтениях депутатами Законодательного Собрания области и подписания губернатором. |
В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.
Во втором чтении Законодательное Собрание переходит к обсуждению проекта и голосованию по отдельным поправкам. Комитет приводит текст проекта с учетом принятых поправок в окончательный вид и выносит его на третье чтение.
В третьем чтении закон принимается в целом. Внесение поправок при третьем чтении не допускается.
Законодательная поправка – предложение депутата или фракции, а также других субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, о внесении изменений в рассматриваемый законопроект. Предложения направляются в соответствующий комитет парламента для подготовки заключения, после чего включаются в график рассмотрения вопросов палатой.
Законодательное Собрание Челябинской области - выборный, коллегиальный, постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти Челябинской области. Основные задачи законодательного Собрания – обеспечение законодательного регулирования общественных отношений, определение единой политики экономического, социального, культурного развития региона, защита интересов Челябинской области.
Законопроект - проект нормативного акта, внесенный в парламент для обсуждения и возможного принятия. Законопроект проходит несколько чтений.
Заседание парламентское - рабочее мероприятие законодательного органа власти, на котором депутаты принимают решение в соответствии с обозначенной повесткой дня. Заседания парламента, как правило, проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ.
Избирательные цензы - ограничение избирательного права по тому или иному признаку.
Импичмент - процедура отрешения от должности уличенных в совершении серьезных правонарушений высших должностных лиц (включая глав государств), в которой ключевая роль, как правило, принадлежит парламентам. В Конституции и других законодательных актах Российской Федерации эта процедура так и именуется «отрешение».
Кворум – установление законом или внутренними правилами минимально необходимое число участников парламентского заседания или какого-либо другого собрания.
Лоббизм – действия, предпринимаемые в интересах той или иной группы населения, организации, учреждения и т.д. и направленные на оказание воздействия на представителей органов власти, в т.ч. депутатов, с целью добиться от них принятия или непринятия какого-либо решения.
Мажоритарная избирательная система – способ голосования избирательных выборов, при котором его исход определяется голосами большинства избирателей.
Мандат депутатский – подтвержденный статус избранного депутата. Подтверждение статуса вновь избранного депутата или лишение депутата по тем или иным причинам его мандата происходит по решению общего собрания представительного органа власти.
Меньшинство парламентское – депутатские фракции, не располагающие достаточным числом членов для того, чтобы определять исход голосования по важнейшим вопросам.
Отзыв депутата – процедура действий, приводящих к досрочному лишению депутата его мандата по воле избирателей.
Прения парламентские – форма деятельности представительного органа власти, заключающаяся в обсуждении законопроектов или проектов резолюций.
Рабочая группа – одна из форм работы депутатов для подготовки текстов законопроектов и других текущих вопросов. В нее могут входить депутаты, представители исполнительных органов власти, общественных организаций, различного рода специалисты.
Расследование парламентское – деятельность представительного органа власти по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, один из способов осуществления парламентского контроля за деятельностью органов государственной власти.
Регламент парламентский – принимаемый законодательным органом власти документ, устанавливающий порядок работы этого органа, процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях, порядок рассмотрения правовых документов, принимаемых законодателями, порядок голосования и рассмотрения иных вопросов, входящих в компетенцию работы законодательных органов.
Спикер – неофициальное обозначение должности председателя парламента. Важнейшая функция председателя – ведение заседаний парламента, обеспечение «правильности» его работы с точки зрения процедурных правил.
Фракция парламентская - более или менее устойчивое объединение части депутатов. Поскольку современные парламенты представляют собой «коллективные» и достаточно многочисленные органы власти, где все депутаты имеют одинаковый правовой статус, принятие решение происходит посредством голосования.
Чтения парламентские – последовательные стадии обсуждения законопроекта в парламенте или одной из его палат.
Электорат – совокупность избирателей. Это слово употребляется как в широком значении – вообще все те, кто имеет право голосовать на выборах, так и в узком, когда речь идет о избирателях, поддерживающих какую-то одну партию или какого-то одного кандидата на выборах.
Этика депутатская – общие и дополнительные моральные нормы, которыми должен руководствоваться депутат при исполнении своих полномочий.
